ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Берт-Дагская СОШ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

  • Задачи:
  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.
  1. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Конструктивные особенности зданий школы (дата постройки основного здания — 2000 г., дата постройки здания начальной школы — 1954 г.) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
    Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
    При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо. (педагоги, техперсонал)
  2. Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
    Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
    Формы работы:
    Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
    Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
    Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.
    Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
    При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
  3. Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организованно питание обучающихся. Питание осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В целях социальной защиты обучающихся, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечиваются горячим питанием.
  4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здания МБОУ Берт-Дагская СОШ оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
    Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьная медсестра.
    В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
  5. Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ Берт-Дагская СОШ (на сайте школы имеется переключения на вид «для слабовидящих») и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
    Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры).
    Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
  6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечиваются доступ учащихся, приспособленные для лиц с ОВЗ. На основании федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации (сервиса контент-фильтрации SkyDNS), что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
    К остальным образовательным ресурсам имеется доступ по сети Интернет.

Основные документы​

Конвенция о правах инвалидов
Закон о социальной защите инвалидов в РФ
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»» Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 О введении ФГОС ОВЗ (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) Письмо от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ
О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
Письмо о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья​  

Полезные ссылки


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство образования Республики Тыва
Департамент по образованию Мэрии г.Кызыла
Тувинский институт развития образования